Самилах-2022 Содержание Пояснительная записка 3 Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ 4 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся 4 1.2. Направления воспитания 5 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания 7 Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 15 2.1. Уклад школы 15 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 15 Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 36 3.1. Кадровое обеспечение 36 3.2. Нормативно-методическое обеспечение 36 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися особыми с 37 образовательными потребностями 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной 38 жизненной позиции обучающихся 3.5. Анализ воспитательного процесса 39 Приложение. Примерный календарный план воспитательной работы . 2 Пояснительная записка Программа разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года №2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года №400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №286), основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №287), среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413). Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложение – примерный календарный план воспитательной работы. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 3 Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в общеобразовательной организации. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, 4 бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: – гражданское воспитание – формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; – патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; – духовно-нравственное воспитание – воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, 5 – – – – – коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; эстетическое воспитание – формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание – воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание – формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания – воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС. 6 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание • • • • • • Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание • • • • • • Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание • • • Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование благополучия культуры здоровья и эмоционального 7 • • • • Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитание • Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. • Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. • Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание • • • Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания • Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. • Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. • Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание • • Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического 8 • • • просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. • Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание • • • • • Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание • • • • • Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. • Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание • Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных 9 • • • традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование благополучия. • • • • • культуры здоровья и эмоционального Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание • • • • • Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание • • Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. 10 • • • Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания • • • • Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание • • • • • Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. • Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах) Патриотическое воспитание 11 • Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. • Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. • Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране – России. • Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание • Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения. • Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. • Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. • Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. • Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. • Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание • • • • Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих 12 способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта Физическое воспитание, формирование благополучия • • • • • культуры здоровья и эмоционального Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание • • • • • • Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание • Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе 13 • • • понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания • • • • Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 14 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад общеобразовательной организации Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники, их родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают: – соблюдение законности и прав детей и их семей; – соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье; – создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для детей, так и для взрослых; – создание детско-взрослых объединений; – проведение КТД; – системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий. ГКОУ РД «Самилахская СОШ Хунзахского района» расположена в Республике Дагестан по адресу: Кумторкалинский район, п/о Аджидада, селение Самилах, ул. Хизроева 16. Школа функционирует с 1961 года. Это объясняет, что в школе успели уже сложиться и реализуются традиции школы. В школе функционируют: многофункциональная спортивная площадка, столовая, библиотека, компьютерный кабинет, актовый зал, кабинеты «Точка роста». На территории школы находится пришкольный участок, детский сад «Чебурашка». Имеется водоем. Строительных объектов – нет. В селении проживают в основном люди пенсионного возраста. Небольшое количество малообеспеченных. Достаток семей средний. В селении имеется сельская библиотека. В школе имеются традиции: линейки, посвященные Дню знаний и Последнему звонку, Дню учителя, 23 февраля, 8 марта, день рождения Расула Гамзатова, конкурс строя и песни, конкурс инсценированной песни, мероприятия, посвященные Великой Победе, экологические мероприятия. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Модуль “Классное руководство” Осуществляя работу с классом, педагогический работник организует: • работу с классным коллективом; • индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; • работу с учителями-предметниками в данном классе; • работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: 1. Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе. 15 2. Организация интересных и полезных для личностного развития совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. 3. Классные часы как время плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанного на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. 4. Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. 5. Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. 6. Уроки мужества, Уроки Памяти и Славы – систематическая деятельность, цель которой лежит в формировании у учащихся чувства патриотизма, верности своей Родине, гражданского долга и готовности к выполнению обязанностей по отношению к своему народу и стране. 7. Социальный проект класса. Каждый класс в течение учебного года придумывает и организует социальные проекты. Класс придумывает свой оригинальный проект и реализует его. Он может быть реализован как в школе, так и за ее пределами. Учащиеся находят проблему, которую предлагают решить, целевую аудиторию, продумывают ресурсы проекта, осуществляют его, анализируют процесс работы и итоги. В результате повышается уровень социализации учащихся, происходит привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам школы, города, края, страны; вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем, формирование активной гражданской позиции школьников, развитие творческого потенциала школьников; воспитание эмпатии к окружающим; развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и анализ информации, планирование предстоящей деятельности, 16 расчет необходимых ресурсов, анализ результатов); развитие лидерских и коммуникативных умений школьников. Индивидуальная работа с обучающимися: 1. Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями предметниками, а также (при необходимости) – со школьным педагогом психологом. 2. Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить. 3. Индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. 1. 2. 3. 4. Работа с учителями-предметниками в классе: Регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками и обучающимися. Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся. Привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановки. Привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: 17 1. Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом. 2. Помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками. 3. Организация родительских собраний, проходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся. 4. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся. 5. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса. 6. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 7. Цикл встреч “Профессии наших родителей”. Проходит во время классных часов. В рамках встречи ученик приглашает на классный час родителей или бабушек/дедушек, чтобы те рассказали о своей профессии, помогает родителям в подготовке, консультирует – как лучше организовать встречу, что понравится ребятам. Ученики готовят и задают вопросы гостю, соблюдая правила общения на пресс-конференции. Повышается значимость родителя для ребенка, возникает чувство гордости за него, за свою семью, формируется готовность обучающегося к выбору, создается атмосфера доверительного взаимодействия родителей с обучающимися. Модуль “Работа с родителями” Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На групповом уровне: Общешкольный родительский комитет. Состоит из представителей классов с 1 по 11 класс. Собирается один раз в четверть или по необходимости. В каждую повестку вносятся вопросы, касающиеся воспитания. Родители могут высказать свое отношение к проводимой в школе работе, и при необходимости администрация может скорректировать ее или убедить родителей в своей позиции. Поскольку совет – представительский орган, важно, чтобы его члены добросовестно доносили информацию до родительских комитетов классов. День открытых дверей. Традиционное общешкольное дело, проводится один раз в год в субботу для родителей и гостей школы. Это праздник внеурочной деятельности, дополнительного образования, соревнований, конкурсов, олимпиад. Детские сообщества вместе с учителями готовят интересные занятия – 18 планируют, ищут информацию, систематизируют, выбирают лучшее, организуют пространство. Учащиеся приобретают опыт совместной социально значимой деятельности. Общешкольные родительские собрания. Организованное обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся школы совместно с педагогами. “Родительский всеобуч”. Семейный всеобуч: лектории, круглые столы, тренинги, семинары – для родителей. Содействует пониманию родителями значения личного примера в воспитании детей, способствует повышению эффективности воспитания, повышению педагогической грамотности родителей, формулированию единых педагогических подходов к воспитанию в семье и школе. На индивидуальном уровне: Работа с родителями на индивидуальном уровне проводится как по инициативе педагогов и администрации школы, так и по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Также родителей привлекают для участия в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося. Поощряется помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности. Модуль “Самоуправление” Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: • через деятельность выборного школьного комитета, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через деятельность совета лидеров классов (оргкомитет школы), объединяющего лидеров для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов; 19 • инициации и организации проведения личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т. п.); • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.; В Совет учащихся школы избираются учащиеся с 8-го по 11-й класс включительно путем голосования. Кандидаты отбираются путем самовыдвижения или выдвижения от класса. Каждый кандидат обязан предоставить проект своей деятельности. Проведение школьных выборов содействует повышению уровня правового образования и воспитанию гражданственности учащихся, выработке активной жизненной позиции. В ходе подготовки к выборам у учащихся формируются умения, необходимые для успешной социализации в современном обществе. Прежде всего умение создать готовый продукт, работать в команде, быть лидером, вести агитационную работу, выступать перед аудиторией и отстаивать собственное мнение. Ребята познают основы риторики и журналистики, знакомятся с азами политтехнологий и учатся организовывать пиар-кампанию и т. д. 20 Школьное самоуправление Наименование органа школьного самоуправления Совет учащихся школы Совет лидеров классов Классы Функциональные обязанности Периодичность заседаний 8-11 классы Школьный комитет – представительский орган ученического самоуправления, созданный по инициативе учащихся, объединившихся на основе общности интересов с целью защиты прав и законных интересов детей и подростков, решения их проблем, а также содействия и организации деятельности. Осуществляет представление интересов обучающихся в процессе управления школой; поддержку и развитие общественно-ценностных инициатив учащихся в жизни школы и общественной жизни; координацию деятельности членов ученического соуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив; защиту прав и законных интересов обучающихся в школе. Деятельность школьного комитета содействует гармонизация взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечение их в работу школы 1 раз в месяц 5-11 классы Разновозрастная группа, объединяющая лидеров от каждого класса с 5-го по 11-й. Участники оргкомитета взаимодействуют с руководством школы, содействуют учету мнения обучающихся по вопросам управления школой и принятию административных решений, затрагивающих права и законные интересы учащихся; содействуют распространению значимой для обучающихся информации и получению обратной связи от классных коллективов 1 раз в четверть 21 Спортивный совет школы 5-11 классы Школьная служба примирения 8-11 классы Волонтерская группа школы 5-11 классы Разновозрастная группа школьного актива, участвующая в планировании, организации и проведении спортивных мероприятий в школе, организующая просветительскую деятельность в части спорта, ЗОЖ, участвующая в организации и проведении тестирования ГТО Разновозрастная группа по урегулированию конфликтных ситуаций в школе, изучающая методики урегулирования конфликтов, законы межличностного общения. Участвует в организации просветительских мероприятий в части межличностного общения (ассамблеи, тренинги, формирование содержания для презентаций, публикации постов в соцсетях). В ее состав входят наиболее авторитетные старшеклассники, группа курируется педагогом-психологом Разновозрастная группа школьного актива, участвующая в планировании, организации, проведении и анализе благотворительных, добровольческих, экологических мероприятий, акций, организующая социальные проекты. Участвует в организации просветительских мероприятий в части волонтерства и добровольчества. 1 раз в четверть 1 раз в четверть или по необходимости 1 раз в четверть или по необходимости Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, нести ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся получают возможность проявить организаторские способности, навыки планирования, анализа. На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; 22 • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов). Классное самоуправление состоит из таких же групп актива, как и школьное самоуправление. Классы вправе придумать дополнительные роли самоуправления. Члены классного самоуправления являются представителями класса в соответствующих комитетах школьного самоуправления. В открытых заседаниях, советах дела для планирования общешкольных ключевых дел участие обязательно. В остальных случаях ученик выбирает – будет ли он принимать участие в работе школьного актива. На индивидуальном уровне: • через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Модуль “Профориентация” Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по данному направлению включает в себя: профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • циклы профориентационных часов общения, которые для учащихся 5-10 классов проводятся по плану один раз в месяц. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, об окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения) или развить в себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов); 23 • циклы профориентационных игр, которые проводятся для учащихся с 5 по 10 класс. Проводятся на классных часах. Создаются профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение. Организаторами выступают классный руководитель и психолог. В процессе игр ученик получит представление о существующих профессиях, о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда; о профессиональных качествах человека, о значении труда в жизни человека. Научатся: пользоваться различными источниками информации для изучения мира профессий и труда; ориентироваться в мире профессий; получат возможность оценивать собственные возможности при выборе профессии; • профориентационные экскурсии, список которых формируется на основе опроса обучающихся с 5 по 11 класс. Экскурсии проводятся в течение года. Перед экскурсией проводится подготовительная работа – учащиеся находят информацию о предприятии, формулируют вопросы, которые хотели бы уточнить непосредственно на предприятии. После экскурсии проводится анализ. В результате посещения профориентационных экскурсий учащиеся овладевают начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; получают представление о содержании труда в различных профессиональных областях, представление о требованиях к качествам работника, образовании, условиях работы. Повышение мотивации и информированности о выбранной профессии; • изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий; прохождение профориентационного онлайн-тестирования; • прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков. Консультации с педагогом-психологом или приглашенным специалистом проходят по заявке родителей или учащихся, в присутствии или без присутствия родителей по индивидуальной договоренности. Встречи могут быть однократные и многократные. Возможно проведение индивидуальных тестов с согласия родителей или помощь в анализе уже проведенного тестирования. В процессе бесед обучающийся пробует выявлять свои сильные стороны, определять пути развития, планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Курсы по выбору. Выбирая курс, учащийся демонстрирует готовность и умение выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять 24 целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели. Модуль “Школьный урок” Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских 25 проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Формы реализации воспитательного компонента школьного урока: • Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за командукласс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества. • Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной повестки (политические события, географические открытия и т.д.), обсуждение проблем, взаимоотношений людей через предметную составляющую. Создание условия для применения предметных знаний на практике, в том числе и в социально значимых делах (проведение исследований на турслете с последующим анализом результатов на уроке, при организации просветительских мероприятий). Такая деятельность развивает способность приобретать знания через призму их практического применения. • Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и взаимодействию. Модуль “Курсы внеурочной деятельности” Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов основной образовательной программы. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации. Направления внеурочной деятельности: – спортивно-оздоровительное; – общеинтеллектуальное; – духовно-нравственное; – общекультурное; – социальное. 26 Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. В ГКОУ РД «Самилахская СОШ Хунзахского района» внеурочная деятельность организована с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Организация внеурочной деятельности обучающихся выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности. Реализация рабочих программ курсов внеурочной деятельности осуществляется в формах, предусматривающих постоянный и переменный состав обучающихся, гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), сочетающих индивидуальную и групповую работу, обеспечивающих активность и самостоятельность обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, деловые игры и пр. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; • формирование в кружках, секциях и т. п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; • поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; • поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления. 27 Название Краткое содержание Классы Количество часов в неделю Экология В курсе рассматриваются экологические проблемы современного мира, проблемы сохранения биоразнообразия, сбережения почвы, воды и воздуха, энергосбережения. У учащихся формируется ценностное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее, ответственным за проблемы всего человечества 2-4 классы 1 5-7 классы 8,10 классы 1 9, 11 классы 1 Основы финансовой грамотности Занимательная биология Отличительной особенностью курса является погружение в цифровой мир финансовых взаимоотношений человека и общества, человека и государства. В курсе рассматриваются наиболее значимые явления в цифровом мире, с которыми школьники встретятся или уже встречаются в повседневной жизни. Наряду с теоретическими знаниями законов финансового мира школьники не только получают практический навык построения своего финансового бюджета и плана, но и узнают о тех подводных камнях, которые могут встречаться на их пути Обеспечение сознательного усвоения учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры 28 Юный спасатель Получение необходимых знаний о ЧС, истории и развитии туризма, гигиене, медицине и технике безопасности, познакомить с основами топографии, научить чтению карт. Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии 7-8 класс 1 Театральная деятельность В ходе деятельности усваиваются определенные правила поведения в обществе, на сцене, во время совместного рабочего процесса. Умение грамотно выстроить свое публичное выступление. Идентифицируются свои эмоции и эмоции других членов коллектива, умение управлять ими. Умение снимать внутренние зажимы. Умение ответственно относиться к результатам своей деятельности и результатам деятельности коллектива или группы. Усваиваются основы нравственных ценностных ориентиров общества. Умение критично мыслить и оценивать свои действия. Знание и соблюдение основных правил этикета в обществе 7 класс 1 Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащегося, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию Р у детей интереса к различным видам деятельности, Д желанию активно Д участвовать в продуктивной, М одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в определенном аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект 2-11 классы 1 29 Большая перемена Молодежное движение занимается: помощью государственной политике “в интересах детей и молодежи”, участием в воспитании и профориентации, формированием мировоззрения на основе традиционных ценностей, традиций народов России. Детям прививаются любовь к отечеству, высокие нравственные качества, трудолюбие и так далее. Участники имеют возможность “духовно, нравственно и культурно” развиваться. Ставка делается на: традиции и духовность. Движение повысит общественную вовлеченность, выстроит непрерывную траекторию развития на основе ценностей российского общества 5-11 классы 1 Юнармия Деятельность движения направлена на воспитание доброты, сочувствия, совестливости, верности, достоинства, любви к своей Родине. Большое внимание уделяется формированию уважительного отношения к институту семьи, памяти предков и учит почтительному отношению к старшим В рядах формируется активная гражданская позиция, чувство ответственности за свои действия 5 класс 1 поступки, развивается инициативность и самостоятельность. Отличительная черта каждого юнармейца – хорошая физическая подготовка и здоровый образ жизни. Юнармейское движение создает условия для совершенствования интеллектуального потенциала личности. Развивая память, внимание и мышление юнармейцы показывают высокие результаты в интеллектуальных турнирах. Занятия по формированию личностных качеств помогают юнармейцам занимать лидерские позиции 30 Модуль “Социальное партнёрство” Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: • участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.); • участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; • открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, территориального образования, региона, страны; • социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Модуль “Ключевые общешкольные дела” Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимают участие все учащиеся школы, комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всей школы. Вне образовательной организации: Проект “Экологический марафон”, посвященный Международному Дню Земли; Патриотическая эстафета “Свеча Памяти” павших воинов в Великой Отечественной войне; Новогодняя акция “Удивительные ёлки”; Благотворительная акция “Подари ребенку книгу”. Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский опыт, получают опыт организаторской деятельности и 31 проектного управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения. На уровне образовательной организации: Клуб интересных встреч. В “Клуб интересных встреч” приглашаются интересные люди – ученые, журналисты, актеры, ветераны войн, представители разных профессий, выпускники школы. Дискуссии могут быть проведены как в формате свободного разговора по той или иной проблеме, так и в заданном формате коммуникативных игр – таких как “100 вопросов к взрослому”, “10 глупых вопросов” и т.п. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, села, страны, здоровья, ребенок овладевает умением продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, об окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения, о профессиях) или развить в себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов). День учителя. Общешкольный праздник, организаторами которого выступают ученики 11 класса и Совет учащихся школы. Идея – сделать нематериальный подарок учителям. Организаторы выбирают тему для праздника, идеи оформления, распределяют задания, проверяют готовность. Традиционным для нашей школы становится День самоуправления. В завершение дня проводится праздничный концерт. Новогодний праздник. Совет учащихся школы выбирает и утверждает тему и форму проведения праздника. Принципами проведения праздника являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.). Участие в ключевом школьном деле дает ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки во время выступления на сцене; удовольствие от хорошо сделанного дела. В процессе подготовки учащиеся понимают ценность продуктивного общения, организации, учатся отстаивать свою идею во время мозгового штурма, слушать других. Патриотические праздники: День героев, День защитника Отечества, 9 май. 32 На уровне классов: Проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. • • • • На уровне обучающихся: вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль “Детские общественные объединения” Детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 года № 82-ФЗ “Об общественных объединениях” (ст.5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. 33 • договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения; • клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения); • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. Модуль “Профилактика и безопасность” Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения. Создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения реализуется через следующие направления: программа по профилактике и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни, направленная на профилактику потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и других психоактивных веществ (ПАВ), алкогольной продукции, табакокурения; 34 обеспечение психологической безопасности для благополучного и безопасного детства, формирование жизнестойкости несовершеннолетних. Общей причиной подросткового суицида является социальнопсихологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций; защита детей от жестокого обращения, предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.); привлечение школьников к проблеме межэтнических отношений, через организацию классных часов, круглых столов, мастер-классов; мониторинг ежедневной занятости учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета; заседание Совета профилактики; заседание Штаба воспитательной работы; коллективные и индивидуальные профилактические беседы с учащимися инспектором ОПДН. спортивно-массовые мероприятия, направленные на пропаганду занятий спортом и здорового образа жизни. 35 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Кадровое обеспечение В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: Координаторы программы: • администрация образовательного учреждения; • специалисты ШВР. Кураторы программы: • советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; • руководитель МО классных руководителей 1-11 классов; Исполнители: • классные руководители; • учителя физической культуры; • учителя-предметники; • педагог-психолог; • педагог- организатор • старший вожатый • заведующий библиотекой; • педагоги дополнительного образования (по согласованию); 3.2. Нормативно-методическое обеспечение Федеральные документы: • Конституция Российской Федерации; • Конвенция ООН о правах ребенка; • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; • Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”; • Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”; • Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”; 36 • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р); • План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 20212025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года №2945-р); • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года №400); • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №286); • Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №287); • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413). Должностные инструкции: • Заместителя директора по ВР; • Советник директора по воспитанию и по взаимодействию детскими общественными объединениями. • Старшего вожатого • Педагога-психолога; • Классного руководителя. Иные документы: • Совместные планы работы; • Соглашения о сотрудничестве. 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями В российском образовании действует принцип инклюзивности – дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ). Главное – дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования. Понятие “дети с ограниченными возможностями” охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, 37 считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности. Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Воспитательный план, который учитывает особенности данных детей, разрабатывается совместно с классным руководителем и подразумевает Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 года №287). Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: • публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); • соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; • прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); • регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т.п.); 38 • сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); • привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; • дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. • Ведение портфолио – деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. • Рейтинг – размещение имен обучающихся или названий групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чёмлибо. • Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 3.5. Анализ воспитательного процесса Самоанализ воспитательной работы ГКОУ РД «Самилахской СОШ Хунзахского района» проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основными 39 • • • • • • • принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной 40 • 1. 2. • деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, старшей вожатой, педагогом-психологом) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, старшей вожатой, педагогомпсихологом), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; 41 • • • • • • • • • • организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнёрства; деятельности по профориентации обучающихся. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации. 42